Разработка программы производственного контроля питьевой воды и воды источника водоснабжения
Обеспечение высокого качества питьевой воды — одна из приоритетных целей региональной власти. Показатели водных ресурсов (химические, биологические, радиологические), используемые в регионе для водоподготовки, прямым образом влияют на санитарно-эпидемиологическую обстановку в целом и на здоровье населения.
Глава четвертая Федерального закона № 416 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определяет порядок установления постоянно действующего контроля над качеством питьевой и горячей воды. Непосредственным развитием законодательных положений является постановление правительства России № 10 от 6 января 2015 года, где подробно изложены правила осуществления контроля.
Программа является основным документом, требуемым в Роспотребнадзоре при получении санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта (артезианской скважины) в питьевых целях, помимо заключения на проект зон санитарной охраны скважины.
Сущность программы производственного контроля
Пункт третий правил определяет цель производственного контроля над питьевой и горячей водой, поступающей на жилые и производственные объекты. Для обеспечения соответствия водных источников требованиям закона предусмотрен ряд мероприятий:
- отбор материала (воды) для проведения проб;
- проведение исследований взятых проб в специализированных лабораториях;
- осуществление контроля над реализацией профилактических и санитарных мер при проведении водоподготовки.
Вышеуказанный список является исчерпывающим. Другие действия не входят в программу производственного контроля безопасности воды, предназначенной для питья и подаваемой в системы ГВС.
Утверждает перечень показателей, входящих в программу контроля, и требования, касающиеся временных периодов по отбору проб воды, Роспотребнадзор. Основополагающим принципом в этой работе является учет актуальных санитарных нормативов, которые определяют:
- порядок проведения противоэпидемических мероприятий (нейтрализация вредного влияния деятельности объектов производства, коммунального хозяйства и обслуживающей инфраструктуры);
- требования к программе по обеспечению соблюдения санитарных правил;
- особенности контроля по выполнению санитарных норм при осуществлении некоторых специфических видов деятельности;
- ответственность организаций и предпринимателей в части выполнения правил производственного контроля над соблюдением санитарных нормативов;
- организация санитарно-эпидемиологического контроля государственными структурами.
Санитарные правила обязаны выполнять предприниматели и предприятия (потребители воды), деятельность которых связана с производством продукции и (или) ее реализацией, проведением пусконаладочных работ, перевозкой полуфабрикатов, строительных материалов, товаров, отпускаемых в торговлю.
Правила распространяются на субъекты хозяйствования, специализирующиеся на оказании услуг, выполнении работ по договору, а также на государственные учреждения, наделенные правом осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор. При осуществлении мероприятий по контролю над выполнением санитарных мероприятий (противоэпидемических и профилактических) в процессе водоподготовки и водоснабжения необходимо руководствоваться нормативами, изложенными в пункте 1.3 СП 1.1.1058-1.
Законодательством предусмотрена обязанность предприятий, занимающихся водоснабжением, обеспечивать должное качество питьевой и горячей воды, поступающей из систем водоподготовки в жилые, хозяйственные и на производственные объекты (ФЗ № 52-ФЗ, редакция от 29.12.2014 г.). В первую очередь это касается проведения лабораторных испытаний воды в том порядке и очередности, которые предусмотрены программой производственного контроля.
Далее необходимо осуществлять все мероприятия, обеспечивающие поддержание должного качества водных ресурсов в процессе производственно-хозяйственной деятельности.
Государственные учреждения, имеющие право осуществлять производственный контроль, наделены полномочиями проведения проверки характеристик питьевой воды на объектах системы централизованного холодного водоснабжения.
Условия разработки программы производственного контроля и порядок ее согласования в Роспотребнадзоре
Программы производственного контроля (целью которых является обеспечение безопасности здоровья потребителей и окружающей среды) составляют все организации, специализирующиеся на водоснабжении. После окончания работ над созданием документации необходимо провести согласование в территориальной службе Роспотребнадзора (по месту нахождения предприятия).
Срок действия программы ограничен пятью годами. Отправить документ можно любым способом, получив официальное подтверждение о факте отправки.
На изучение программы территориальной службой Роспотребнадзора отведено 15 рабочих дней (от даты получения документа). Уведомление о положительном или отрицательном заключении высылается по почте или иным способом, но при наличии подтверждения отправки извещения. Отказ в согласовании программы может быть связан с установлением следующих фактов:
- документ не соответствует требованиям (или одному из требований), указанным в правилах (пункт 6);
- показатели, приведенные в программе производственного контроля, не в полной мере соответствует нормативам, определенным правилами (пункт 6);
- мероприятия и показатели, на основании которых осуществляются отборы проб воды для лабораторных исследований, не соответствует (частично или полностью) требованиям Федерального закона (№ 52-ФЗ);
- нарушен порядок оформления документа;
- обнаружены недостоверные сведения о заявителе.
Роспотребнадзор имеет право вынести отрицательное заключение, руководствуясь не только положениями правил (пункт 13), но и иными основаниями, предусмотренными законодательством. После согласования программы руководитель организации, занимающейся водоснабжением, обязан утвердить документ в течение пяти дней после получения уведомления.
Важные пункты программы
В программе должны быть указаны показатели, подвергаемые контролю, и места, где проводится отбор проб (в том числе на участках пограничной зоны ответственности предприятий, осуществляющих подачу воды абонентам).
Периодичность отбора проб (частота) обязательно фиксируется в документе. Время проведения лабораторных испытаний на соответствие законодательным нормативам определяется предприятием самостоятельно, но не реже одного раза в месяц. Отбор проводится:
- из источника питьевого снабжения;
- из источников хозяйственно-бытового водоснабжения;
- перед поступлением воды в распределительную сеть.
Отбор проб осуществляет предприятие, в ведении которого находится обеспечение водой объектов разного назначения, или иная организация, которой поручается выполнить комплекс работ по проведению лабораторных исследований (исполнители получают разрешение на основании аккредитации, в соответствии с требованиями ФЗ № 412 от 28.12.2013 г.). Доступ к журналу качества воды получают ответственные лица предприятия и представители территориальной службы Роспотребнадзора.
Услуги компании «УЦСЭ»
Специалисты «УЦСЭ» оказывают услуги организациям и индивидуальным предпринимателям по разработке программы контроля над качественными показателями воды, четко соблюдая актуальные требования законодательства и осуществляя согласование Роспотребнадзора.
Поскольку мы обладаем практическим опытом в этом направлении и хорошо знаем перечень претензий, предъявляемых контролирующим органом, нам удается избежать типичных ошибок и недочетов, которые являются основанием для того, чтобы заявителю был направлен отказ в согласовании. Позвоните для записи на консультацию или задайте вопрос по этой по теме на сайте.