Разработка программы производственного контроля питьевой воды и воды источника водоснабжения

Обеспечение высокого качества питьевой воды — одна из приоритетных целей региональной власти. Показатели водных ресурсов (химические, биологические, радиологические), используемые в регионе для водоподготовки, прямым образом влияют на санитарно-эпидемиологическую обстановку в целом и на здоровье населения. 
Глава четвертая Федерального закона № 416 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определяет порядок установления постоянно действующего контроля над качеством питьевой и горячей воды. Непосредственным развитием законодательных положений является постановление правительства России № 10 от 6 января 2015 года, где подробно изложены правила осуществления контроля. 

Программа является основным документом, требуемым в Роспотребнадзоре при получении санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта (артезианской скважины) в питьевых целях, помимо заключения на проект зон санитарной охраны скважины. 

Сущность программы производственного контроля 

Пункт третий правил определяет цель производственного контроля над питьевой и горячей водой, поступающей на жилые и производственные объекты. Для обеспечения соответствия водных источников требованиям закона предусмотрен ряд мероприятий: 
• отбор материала (воды) для проведения проб;
• проведение исследований взятых проб в специализированных лабораториях;
• осуществление контроля над реализацией профилактических и санитарных мер при проведении водоподготовки.

Вышеуказанный список является исчерпывающим. Другие действия не входят в программу производственного контроля безопасности воды, предназначенной для питья и подаваемой в системы ГВС. 

Утверждает перечень показателей, входящих в программу контроля, и требования, касающиеся временных периодов по отбору проб воды, Роспотребнадзор. Основополагающим принципом в этой работе является учет актуальных санитарных нормативов, которые определяют: 
• порядок проведения противоэпидемических мероприятий (нейтрализация вредного влияния деятельности объектов производства, коммунального хозяйства и обслуживающей инфраструктуры);
• требования к программе по обеспечению соблюдения санитарных правил;
• особенности контроля по выполнению санитарных норм при осуществлении некоторых специфических видов деятельности;
• ответственность организаций и предпринимателей в части выполнения правил производственного контроля над соблюдением санитарных нормативов;
• организация санитарно-эпидемиологического контроля государственными структурами. 

 

Санитарные правила обязаны выполнять предприниматели и предприятия (потребители воды), деятельность которых связана с производством продукции и (или) ее реализацией, проведением пусконаладочных работ, перевозкой полуфабрикатов, строительных материалов, товаров, отпускаемых в торговлю. 
Правила распространяются на субъекты хозяйствования, специализирующиеся на оказании услуг, выполнении работ по договору, а также на государственные учреждения, наделенные правом осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор. При осуществлении мероприятий по контролю над выполнением санитарных мероприятий (противоэпидемических и профилактических) в процессе водоподготовки и водоснабжения необходимо руководствоваться нормативами, изложенными в пункте 1.3 СП 1.1.1058-1. 

Обязанности субъектов хозяйствования, специализирующихся на водоснабжении 

Законодательством предусмотрена обязанность предприятий, занимающихся водоснабжением, обеспечивать должное качество питьевой и горячей воды, поступающей из систем водоподготовки в жилые, хозяйственные и на производственные объекты (ФЗ № 52-ФЗ, редакция от 29.12.2014 г.). В первую очередь это касается проведения лабораторных испытаний воды в том порядке и очередности, которые предусмотрены программой производственного контроля. 

Далее необходимо осуществлять все мероприятия, обеспечивающие поддержание должного качества водных ресурсов в процессе производственно-хозяйственной деятельности. 
Государственные учреждения, имеющие право осуществлять производственный контроль, наделены полномочиями проведения проверки характеристик питьевой воды на объектах системы централизованного холодного водоснабжения. 

Условия разработки программы производственного контроля и порядок ее согласования в Роспотребнадзоре 

Программы производственного контроля (целью которых является обеспечение безопасности здоровья потребителей и окружающей среды) составляют все организации, специализирующиеся на водоснабжении. После окончания работ над созданием документации необходимо провести согласование в территориальной службе Роспотребнадзора (по месту нахождения предприятия). 
Срок действия программы ограничен пятью годами. Отправить документ можно любым способом, получив официальное подтверждение о факте отправки. 

На изучение программы территориальной службой Роспотребнадзора отведено 15 рабочих дней (от даты получения документа). Уведомление о положительном или отрицательном заключении высылается по почте или иным способом, но при наличии подтверждения отправки извещения. Отказ в согласовании программы может быть связан с установлением следующих фактов: 
• документ не соответствует требованиям (или одному из требований), указанным в правилах (пункт 6);
• показатели, приведенные в программе производственного контроля, не в полной мере соответствует нормативам, определенным правилами (пункт 6);
• мероприятия и показатели, на основании которых осуществляются отборы проб воды для лабораторных исследований, не соответствует (частично или полностью) требованиям Федерального закона (№ 52-ФЗ);
• нарушен порядок оформления документа;
• обнаружены недостоверные сведения о заявителе.

Роспотребнадзор имеет право вынести отрицательное заключение, руководствуясь не только положениями правил (пункт 13), но и иными основаниями, предусмотренными законодательством. После согласования программы руководитель организации, занимающейся водоснабжением, обязан утвердить документ в течение пяти дней после получения уведомления. 

Важные пункты программы 

В программе должны быть указаны показатели, подвергаемые контролю, и места, где проводится отбор проб (в том числе на участках пограничной зоны ответственности предприятий, осуществляющих подачу воды абонентам). 
Периодичность отбора проб (частота) обязательно фиксируется в документе. Время проведения лабораторных испытаний на соответствие законодательным нормативам определяется предприятием самостоятельно, но не реже одного раза в месяц. Отбор проводится: 
• из источника питьевого снабжения;
• из источников хозяйственно-бытового водоснабжения;
• перед поступлением воды в распределительную сеть.

Отбор проб осуществляет предприятие, в ведении которого находится обеспечение водой объектов разного назначения, или иная организация, которой поручается выполнить комплекс работ по проведению лабораторных исследований (исполнители получают разрешение на основании аккредитации, в соответствии с требованиями ФЗ № 412 от 28.12.2013 г.). Доступ к журналу качества воды получают ответственные лица предприятия и представители территориальной службы Роспотребнадзора. 

Услуги компании «УЦСЭ» 

Специалисты «УЦСЭ» оказывают услуги организациям и индивидуальным предпринимателям по разработке программы контроля над качественными показателями воды, четко соблюдая актуальные требования законодательства и осуществляя согласование Роспотребнадзора. 

Поскольку мы обладаем практическим опытом в этом направлении и хорошо знаем перечень претензий, предъявляемых контролирующим органом, нам удается избежать типичных ошибок и недочетов, которые являются основанием для того, чтобы заявителю был направлен отказ в согласовании. Позвоните для записи на консультацию или задайте вопрос по этой по теме на сайте.

Наши специалисты

Капитонова Ирина Викторовна
Заместитель руководителя ОИ
Паймышев Андрей Александрович
Технический директор ОИ
Вострецова Ксения Сергеевна
Руководитель ОИ

Остались вопросы?

Специалист Удмуртского Центра Санитарной Экспертизы готов ответить на ваши вопросы и проконсультировать